По запросу Оренбургского областного суда на судебных участках мировых судей Ленинского района города Оренбурга проведено изучение практики применения законодательства РФ, регулирующего вопросы исполнения постановлений Европейского суда по правам человека и решений Конституционного суда РФ за период с 01.01.2012г. по 31.12.2012г. в соответствии с примерной программой изучения практики:

  1. Случаев возобновления производства по гражданскому делу или делу об административном правонарушении в связи с принятием Европейским Судом по правам человека постановления (пункт 4 части 4 статьи 392 Гражданского процессуального кодекса Российской Федерации (далее - ГПК РФ) на судебных участках мировых судей Ленинского района города Оренбурга не имелось.
  2. Случаев отказа в возобновлении производства по гражданскому делу или делу об административном правонарушении в связи с принятием Европейским Судом по правам человека постановления на судебных участках мировых судей Ленинского района города Оренбурга не имелось.
  3. Случаев возобновления производства или отказа в возобновлении производства по гражданскому делу или делу об административном правонарушении в связи с принятием Европейским Судом по правам человека постановления по аналогичному делу на судебных участках мировых судей Ленинского района города Оренбурга не имелось
  4. Обращений с заявлением (представлением) о пересмотре судебных постановлений на судебных участках мировых судей Ленинского района города Оренбурга не было. Прокуроры с представлением о пересмотре судебных постановлений по гражданскому делу или делу об административном правонарушении не обращались.
  5. Случаев восстановления мировым судьёй трехмесячного срока, предусмотренного в статье 394 ГПК РФ для обращения с заявлением (представлением) о пересмотре в случае принятия постановления Европейского Суда по правам человека или решения Конституционного Суда Российской Федерации на судебных участках мировых судей Ленинского района города Оренбурга  не имелось.
  6. Заявлений, представлений о пересмотре судебного постановления в связи с принятием Европейским Судом по правам человека постановления на судебные участки мировых судей Ленинского района города Оренбурга не поступало.
  7. На судебных участках мировых судей Ленинского района города Оренбурга не применялись постановления Европейского Суда по правам человека, послужившие основанием для возобновления производства.
  8. На судебных участках мировых судей Ленинского района города Оренбурга постановления (решения) Европейского Суда по правам человека или Конституционного Суда Российской Федерации, послуживших основанием для возобновления производства по гражданскому делу, делу об административном правонарушении или уголовному делу не применялись.
  9. Случаев, когда вследствие нового рассмотрения гражданского дела, дела об административном правонарушении, уголовного дела мировой судья принимал постановление (решение), аналогичное ранее принятому постановлению (решению), ставшему в свое время предметом рассмотрения Европейского Суда по правам человека или Конституционного Суда Российской Федерации не имелось.
  10. При вынесении постановлений (решений) в 2012г. по гражданским делам, делам об административных правонарушениях и уголовным делам не принимались мировым судьёй во внимание правовые позиции Европейского Суда по правам человека.

        Мировым судьей судебного участка № 3 Ленинского района города Оренбурга Воробьевым В.В., при вынесении решения по гражданскому делу по иску государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Оренбурге к Евсееву Виталию Николаевичу о взыскании задолженности по страховым взносам и пени применялось определение Конституционного суда РФ от 24.05.2005 года № 223-О, в соответствии с которым  взаимосвязанные нормативные положения подпункта 2 пункта 1 статьи 6, пункта 1 статьи 7, пункта 2 статьи 14 и пунктов 1 - 3 статьи 28 Федерального закона "Об обязательном пенсионном страховании в Российской Федерации" в той части, в какой они возлагают на являющихся пенсионерами МВД адвокатов обязанность уплачивать страховые взносы в бюджет Пенсионного фонда Российской Федерации в виде фиксированного платежа на финансирование страховой и накопительной частей трудовой пенсии при отсутствии в действующем нормативно-правовом регулировании надлежащего правового механизма, гарантирующего предоставление им соответствующего страхового обеспечения с учетом уплаченных сумм страховых взносов и увеличения, тем самым, получаемых пенсионных выплат, признаны не соответствующими Конституции РФ.

         Эти же положения применялись мировым судьей судебного участка № 2 Ленинского района города Оренбурга Крыгиной Е.В. при вынесении решения от 13.09.2012 года по гражданскому делу по иску государственного учреждения – Управления Пенсионного фонда РФ в г. Оренбурге к Евсееву Виталию Николаевичу о взыскании задолженности по страховым взносам и пени.

  1. При вынесении постановлений (решений) по гражданским делам, делам об административных правонарушениях и уголовным делам в 2012г. не принимались во внимание судом правовые позиции Европейского Суда по правам человека, закрепленные в постановлениях (англ. – judgment) по делам, рассмотренным в отношении иных государств-членов Совета Европы, нежели Российской Федерации.
  2. При вынесении постановлений (решений) по гражданским делам, делам об административных правонарушениях и уголовным делам в 2012г. не принимались во внимание правовые позиции Европейского Суда по правам человека, зафиксированные в решениях о приемлемости (англ. - decision), принятых указанным Судом.
  3. Случаев, когда при рассмотрении гражданского дела, дела об административном правонарушении или уголовного дела мировой судья не был согласен с подлежащей реализации правовой позицией Европейского Суда по правам человека, не имелось.
  4. При толковании общепризнанных принципов и норм международного права, международных договоров Российской Федерации (за исключением Конвенции о защите прав и свобод человека 1950 года и Протоколов к ней), законодательства Российской Федерации правовые позиции Европейского Суда по правами человека мировым судьёй не учитывались.
  5. Мировые судьи Ленинского района города Оренбурга при ознакомлении с правовыми позициями Европейского Суда по правам человека пользовались следующими источниками: справочно - правовыми системами: «Гарант», «Консультант +», Бюллетенями Оренбургского областного суда и УСД при ВС РФ в Оренбургской области, практикой ЕСПЧ за 2009-2010 годы в отношении Российской Федерации, в связи с нарушением права на разумные сроки судебного разбирательства и /или исполнения судебного решения в разумные сроки, докладом Уполномоченного по правам человека РФ от 20.02.2012 года «Закон сильнее власти».
  6. По мнению мировых судьей Ленинского района города Оренбурга, под правовой позицией Европейского Суда по правам человека следует понимать совокупность основных (наиболее повторяющихся принципов Европейского Суда по правам человека, например:

- разумность сроков судебного разбирательства оценивалась в свете обстоятельств дела и с учетом следующих критериев: сложность дела, поведение заявителя, поведение соответствующих органов государства и значение оперативного рассмотрения дела для заявителя;

- сложность дела не может сама по себе оправдать длительное судебное разбирательство;

-  заявитель не может быть ответственным за то, что он пользуется процессуальными возможностями для защиты своих интересов, в том числе ходатайствует о вызове свидетелей, истребовании информации и т.д.;

- заявитель также не может отвечать за то, что он изменяет свои требования, заявляет ходатайства, требует экспертного заключения, подает кассационную жалобу;

- от заявителей требуется, чтобы они проявляли добросовестность при осуществлении процессуальных прав, воздерживались от тактики затягивания дела;

- если ответчик не является в процесс, то суд должен принимать меры, необходимые для дисциплинирования ответчика;

- рассмотрение дела в нескольких инстанциях не может оправдать длительное судебное разбирательство;

- только просрочки, вызванные поведением (действием и/или бездействием) государства, могут обусловить констатацию факта нарушения права на разумные сроки судебного разбирательства;

- государство, желающее снять с себя ответственность за несоблюдение разумных сроков, должно предоставлять аргументы, свидетельствующие о том, что за просрочку ответственен заявитель и т.д.

  1. На судебных участках мировых судей Ленинского района города Оренбурга систематизация правовых позиций Европейского Суда по правам человека не осуществляется.
  2. На судебных участках мировых судей Ленинского района города Оренбурга при реализации правовых позиций Европейского Суда по правам человека по гражданским делам, делам об административных правонарушениях и уголовным делам сложностей не возникало.
  3. По мнению мировых судей Ленинского района города Оренбурга, необходимо внести изменения в законодательство Российской Федерации, определяющего механизмы реализации постановлений Европейского Суда и решений Конституционного Суда Российской Федерации в части принятия мер индивидуального характера (возобновление производства), а также в части учета судами правовых позиций Европейского Суда по правам человека и Конституционного Суда Российской Федерации при рассмотрении уголовных дел.

    Так, необходимо внести изменения в УПК РФ, предусмотрев защиту прав и законных интересов лиц, вовлеченных в процесс по иным основаниям, в независимости от характера и степени их участия, а не только потерпевшего, подозреваемого и обвиняемого, то есть свидетелей, лиц, у которых проводят обыски и т.д.

Предусмотреть за подсудимым право контролировать ход разбирательства дела судом с возможностью изложения рекомендаций защитнику в тех случаях, когда его удаляют из зала судебного заседания, а также использовать средства связи, когда это необходимо. Причем удаление из зала судебного заседания не должно означать его фактическое устранение до конца слушания и периодически должно пересматриваться.

У мировых судей Ленинского района города Оренбурга не возникают вопросы при применении законодательства Российской Федерации, регулирующего вопросы исполнения постановлений Европейского Суда по правам человека и решений Конституционного Суда Российской Федерации.